четверг, 27 января 2011 г.

Пять причин, почему дорожает бензин

В Антимонопольном комитете Украины пришли к выводу, что нынешний рост цен на топливо не имеет под собой экономического обоснования и грозят подвергнуть нарушителей штрафу до 10% от объема годового дохода. Учитывая обороты компаний, занимающихся производством и импортом бензина и дизтоплива, для некоторых из них штрафы могут составлять от 300 млн грн до 900 млн гривен, сообщает ЛИГАБизнесИнформ со ссылкой на пресс-службу АМКУ. Решение комитета станет известно на текущей неделе.

В то же время существует ряд объективных причин, которые стимулируют постоянный и долгосрочный рост цен на топливо. Редакция «События» постаралась собрать и проанализировать самые важные из них за последние полгода.

Причина №1.  Рост акциза и пошлин на импортное топливо, а также на топливо отечественного производства
Еще в июне прошлого года вступили в силу изменения в налоговом законодательстве, которыми  был увеличен до 132 евро/т акцизный сбор на нефтепродукты. И хотя тогда существенного роста цен на топливо не произошло по ряду причин (например, из-за падения мировых цен на нефть), уже в сентябре появилась новая идея - отменить транспортный сбор и ввести дополнительный акциз на топливо. В итоге так и случилось, и с 1 января акциз снова возрос еще на 50 евро за тонну топлива (примерно 40 копеек на литр).
Но и этого правительству мало. Сейчас в Кабмине обсуждается идея ввести заградительные пошлины в размере 80-130 евро за тонну любого импортного топлива и нефтепродуктов. С такой просьбой к правительству обратились владельцы украинских нефтеперерабатывающих заводов. По их мнению, низкие цены на нефть в России, Казахстане и Беларуси оставляют отечественных производителей бензина вне конкуренции, так как собственной нефти у нас недостаточно, а ее импорт обходится слишком дорого.
Введение дополнительной пошлины неминуемо приведет к подорожанию бензина, так как не менее 60% этого топлива завозится в Украину из других стран.

Цена нефти на Нью-Йоркской сырьевой бирже
Причина №2. Рост мировых цен на нефть
В последние три года мировые цены на нефть то взлетают к облакам, то снова падают, затем опять устремляются вверх. Короче, никакой стабильности. Только за последние полгода стоимость нефти на бирже в Нью-Йорке (один из мировых индикаторов рынка нефти) выросла почти на 50%.
В Украине собственная добыча нефти  всего 2,6 млн т, тогда как объем первичной переработки нефти в 2010 году - около 11 млн тонн. Очевидно, что такая зависимость от импорта нефти делает производство бензина и дизтоплива очень чувствительным к колебаниям мировых цен на нефть.
За последнее десятилетие стоимость нефти на мировых рынках выросла в 4 раза, а в ноябре 1998 года стоимость нефти была почти в десять раз меньше нынешнего. К сожалению, пока эксперты не прогнозируют существенного снижения нефтяных цен. В текущем году их ожидают на уровне 90-100 долларов США за барелль, что соответствует максимальному росту на 12% в год, намного меньше, чем в предыдущий период.

Причина №3. Закрытие каналов «серого» импорта
В минувшем году немало скандалов возникало вокруг так называемого «серого» импорта бензина в Украину. Так называли ввоз топлива без уплаты всех необходимых налогов и сборов. Дочернее предприятие «Ливелла», расположенное в Кременчуге, по такой схеме в августе-ноябре прошлого года завезло в Украину около 1,55 млн т нефтепродуктов без уплаты НДС, акцизного сбора и ввозной пошлины.
Для сравнения: на отечественных НПЗ в прошлом году произведено 2,9 млн т бензина, а его общее потребление составляет около 8 млн т, из которых 4,5 млн т - импорт. По словам Вильяма Козика, генерального директора сети автозаправок Shell в Украине, по таким схемам в прошлом году завезли половину импортного бензина.
Антимонопольный комитет Украины провел специальное расследование, но криминала в деятельности ДП «Ливелла» не нашел.
В этом году подобные лазейки прикрыли, так как правительству необходимо собирать максимум налогов, чтобы наполнить катастрофически дефицитный бюджет. Многие розничные продавцы бензина заявили, что прекращение «серого» импорта топлива и привело в конечном результате к его подорожанию на автозаправках.

Причина №4. Переход на бензин стандарта «Евро-3» и «Евро-4»
С 1 января 2011 года в Украине должны были перейти на стандарты топлива «Евро-3» и «Евро-4», на которых работают двигатели с меньшим содержанием вредных веществ в выхлопных газах. Проблема в том, что производство такого топлива обходится значительно дороже. А самое главное, для этого нужно было модернизировать все отечественные нефтеперерабатывающие заводы.
Программа по переходу на новые стандарты топлива была принята 8 лет назад, но некоторые НПЗ так и не провели модернизацию. В итоге правительство вынуждено отложить переход на новые стандарты топлива до июля 2011 года, после чего из продажи почти наверняка исчезнет более дешевый бензин, выпускаемый по стандартам «Евро-2».
Производство качественного и дорогого бензина оправдано для современных автомобилей, укомплектованных более экологичными двигателями. В то же время в Украине остаются более 3 млн автомобилей, которым такой качественный бензин не нужен, так как количество вредных выхлопов в большей мере зависит от типа двигателя, а не самого бензина. И все же переход на новое топливо неизбежен.

Причина №5. Падение курса гривны
Как это ни парадоксально, но нынешние цены на бензин в долларовом эквиваленте только догоняют докризисный период. Три года назад бензин А-95 стоил около 5,3 грн./л, что по рыночному курсу 2008 года (4,6 грн./дол.США) давало в пересчете цену около 1,15 дол. США за литр. Если снова из долларов перевести в гривны, то сегодня литр А-95 должен в приведенных ценах стоить 9,2 грн., а цена А-92 должна бы составлять 8,80 грн./л. Так что дешевому бензину еще есть куда расти.
Такие цены могли бы быть только из-за курсовой разницы, если бы весь бензин импортировался из Европы. Сегодня значительная часть топлива ввозится из России, Казахстана и Белоруссии, против чего как раз и хотят ввести антидемпинговые пошлины, о которых написано вначале. И если при этом гривна снова уступит в цене евро или доллару, то очередного повышения цен на топливо просто не избежать.


Справка
1 баррель нефти = 159 литрам;
1 тонна нефти = 6,9-7,9 барреля нефти, в зависимости от ее плотности.

Кстати
В США галлон бензина стоит 3,17 доллара. 1 галлон=3,785 л. Таким образом, литр бензина обходится американцам в 84 цента, или 6,7 грн. по курсу НБУ.
В Великобритании 1 литр бензина поднялся в цене до 1,28 фунта стерлингов, что эквивалентно 16,2 грн. по курсу НБУ.

Цифра
В 2010 году на 12% меньше произвели бензина  против объемов 2009 года;
на 6% упало производство дизтоплива;
на 11% упала добыча сырой нефти.

Автор Николай Крос

Комментариев нет:

Отправить комментарий