понедельник, 21 февраля 2011 г.

Даешь водительское удостоверение – навечно!


Международная конвенция не требует ограничения срока действия водительских прав

На прошлой неделе Министр внутренний дел Анатолий Могилев не на шутку всполошил всю автолюбительскую общественность, заявив, что в скорости всем придется получить новые водительские права, так как срок действия старых нужно ограничить по требованию международной Конвенции о дорожном движении. Позже Могилев поправился, что новые права понадобятся только тем, кто собирается заграницу, а выданные до 29 марта 2011 года права будут действительны в Украине без ограничения времени. «События» решили детальней разобраться в происходящем.


Конвенция – международные ПДД
Уже только за то, что министр МВД заставил автолюбителей лишний раз заглянуть в документы, регулирующие дорожное движение – ему можно объявить благодарность. И хотя Конвенция о дорожном движении существует без малого больше 50 лет, как правило водители в нее не заглядывают. Да и нет, если честно признаться, в этом большой необходимости. Разве что для справки можно добавить, что принята Конвенция еще в 1968 году в Вене, ратифицирована СССР в 1974 году, а поправки к Конвенции вступили в силу в 1993 и 2006 годах. Вот из-за последних и разгорелся весь сыр-бор.

Если отбросить детали и формальности, то Конвенция регулирует правила дорожного движения во всех странах, которые ее подписали. В этом есть неоспоримое преимущество: водителям не нужно при поездках за границу учить заново ПДД каждой страны. В целом они совпадают, хотя и могут иметь отличия, которые ни в коем случае не должны противоречить этой Конвенции. Так что ознакомиться с этим документом стоит любому водителю, собравшемуся заграницу на своем авто.

В нашем же случае ключевое значение имеют две статьи Конвенции – 41 и 43, а также Приложение 6 – которые все вместе устанавливают определенные требования к водительским удостоверениям. Например, что они могут не признаваться в других странах, если владельцам нет 18 лет. Или, что выдавать их должны после соответствующего обучения в автошколе и сдачи экзаменов. Также здесь указывается на то, как желательно (!) стоит оформлять национальные водительские права. Например, что водительское удостоверение желательно бы делать в розовом цвете. Но есть в Приложении 6 и обязательные требования для прав, чтобы их признавали в других странах.

Соответствуют ли права международным требованиям?
Внимательно изучив имеющиеся у сотрудников редакции водительские права, мы пришли к выводу, что с формальной стороны они почти полностью соответствуют требованиям Приложения 6 Конвенции: цвет розовый, есть фамилия, имя, дата рождения и другие данные, которые требует Конвенция. Придраться можно только к двум моментам.

Выдержки из Приложения 6 к Конвенции о дорожном движении (применимо с 29 марта 2011 года)

Пункт 4.
В удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения;
эти сведения нумеруются следующим образом:

1. Фамилия;
2. Имя, другие имена;
3. Дата и место рождения
4 а) Дата выдачи удостоверения;
4 b) Дата истечения срока действия удостоверения;
4 с) Наименование или печать органа, выдавшего удостоверение;
5. Номер удостоверения;
6. Фотография владельца;
7. Подпись владельца;
9. Категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется
действие удостоверения;
12. Дополнительная информация или ограничения в кодированном виде,
касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств.

Пункт 6.
Все записи, вносимые в удостоверение, должны выполняться буквами латинского алфавита. В случае использования других букв эти записи должны также транслитерироваться буквами латинского алфавита.

Первый, это то, что название органа (4c), выдавшего документ, указано только кириллицей, тогда как Конвенция требует, чтобы в таком случае надпись была дублирована еще и латиницей. Например, как это сделано для имени и фамилии владельца прав. С нашей точки зрения, такое нарушение Конвенции дает куда больше оснований для замены водительских удостоверений, чем предлог, озвученный министром МВД.

А вот второй момент как раз касается пункта, в котором должен указываться срок действия водительских прав. В наших водительских правах он есть, но остается незаполненным, так как в данный момент национальное законодательство не ограничивает срок действия водительских прав.

Конвенция не требует ограничений водительских прав
Министерство МВД объясняет свою инициативу - ввести ограничения действия водительских прав - ссылаясь на требование Конвенции о дорожном движении. Действительно, статья 43 Конвенции требует, чтобы все водительские удостоверения соответствовали Положению 6 Конвенции. А в нем есть пункт 4, где указано, что в водительских правах под графой 4b должен быть указан срок действия водительских прав.

Но есть еще статья 41 той же Конвенции, где в пункте 3 четко сказано, что «национальным законодательством может вводиться ограничение срока действия водительских прав». Может – но не обязательно должно вводиться. Международный договор этого не требует.

Статья 41 Конвенции о дорожном движении (применима с 29 марта 2011 года)
 Национальным законодательством может ограничиваться срок действия национального водительского удостоверения.   Срок действия международного водительского удостоверения ограничивается датой истечения срока действия национального водительского удостоверения или датой истечения срока, не превышающего три года с момента выдачи международного водительского удостоверения,  в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

На практике это означает, ограничение срока действия водительских прав 10-летним или любым другим сроком – исключительно наше внутреннее дело страны, никто этого от нас не требует.

Возникает вопрос: с какого перепугу министерство МВД во главе со своим руководителем вдруг решило ввести такое ограничение, да еще и заставить водителей заменить старые права на новые? Ответ может крыться в желании некоторых милицейских лоббистов заработать на водителях.

Безбедное существование
За последние годы в стране вырос настоящий монополист в лице Консорциума «ЕДАПС» - частной структуры, которая странным образом контролирует печать большинства государственных документов, требующих защиты. Например, наши загранпаспорта печатает «ЕДАПС», получая за это по данным СМИ 90% от той сумы, которую за них платят граждане.

Эта же структура печатает и пластиковые водительские удостоверения. Кстати, их изготовление, даже с учетом имеющейся защиты, стоит в разы дешевле, чем сумма, которую приходится платить водителю. Для сравнения, изготовление пластикового журналистского удостоверения  не в «ЕДАПС», а в других организациях, стоит не более 10 грн за штуку.

Учитывая, что в Украине более 5 млн. водителей, на смене водительских удостоверений (разве что их печатали бы и выдавали бесплатно) можно прекрасно заработать. Да и государственной казне, латанием которой заняты все министерства, что-то бы перепало.

Для примера, с отменой существующей системы техосмотра министерство МВД не так торопится, как с правами. Как заявил на прошлой неделе Анатолий Могилев, для изменения правил, сертификации и лицензирования станций, где будет проводиться техосмотр, понадобиться не менее года.

Автор: Николай Крос http://sobitie.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий